положение об ООП

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания педагогического
совета от 31.05.2019 г. № 4

УТВЕРЖДЕНО
приказом муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детского сада № 49 х. Чаплыгин
муниципального образования
Гулькевичский район
от 31.05.2019 г. № 34

ПОЛОЖЕНИЕ
об основной образовательной программе дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 49 х. Чаплыгин муниципального образования
Гулькевичский район
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013
г. № 30384), Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая
2013 г. № 28564), Приказом Министерства образования и науки РФ от 30
августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013
№ 30038), Уставом МБДОУ.
1.2. Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном
учреждении на основе ФГОС дошкольного образования и с учетом
примерных основных общеобразовательных 2 программ дошкольного
образования, внесенных в федеральный реестр примерных
общеобразовательных программ.
1.3. Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование
общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста.

1.4. Образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт,
определяющий эффективность образовательной деятельности на основе
реализуемого содержания и средств организации работы с детьми.
2. Содержание и структура образовательной программы.
2.1. Образовательная программа обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом
их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в
пункте 1.6 ФГОС ДО.
2.2. Образовательная программа формируется как программа психологопедагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,
развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс
основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и
планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования).
2.3. Образовательная программа направлена на: создание условий развития
ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной
среды, которая представляет собой систему условий социализации и
индивидуализации детей.
2.4. При разработке образовательная программы МБДОУ д/с № 49
определяет продолжительность пребывания детей и режим работы
учреждения в соответствии с объемом решаемых задач образовательной
деятельности, предельную наполняемость групп.
2.5. Содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности
и охватывать следующие структурные единицы, представляющие
определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области): социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных

установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
- Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
- Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
- Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).

2.6. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от
возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и
задачами образовательная программы и может реализовываться в различных
видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской
деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): в раннем
возрасте (1,6 года - 3 года)
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми
предметамиорудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла
музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет)
- ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую
игру, игру с правилами и другие виды игры,
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками),
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего
мира и экспериментирования с ними),
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице),
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация), - музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах)
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности
ребенка.
2.7. Содержание образовательной программы должно отражать следующие
аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
 характер взаимодействия со взрослыми;
 характер взаимодействия с другими детьми;
 система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.8. Образовательная программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований ФГОС ДО. Обязательная часть образовательной программы
предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех
пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 ФГОС ДО).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны
быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно
участниками образовательных отношений образовательной программы,

направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных
областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее парциальные образовательные программы), методики, формы организации
образовательной работы.
2.9. Объем обязательной части образовательной программы рекомендуется
не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками
образовательных отношений, не более 40%.
2.10. Титульный лист - структурный элемент образовательной программы,
представляющий сведения о названии программы, учреждении еѐ
реализующем отражать сроки реализации программы.
2.11. Образовательная программа включает три основных раздела: целевой,
содержательный и организационный, в каждом из которых отражается
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений.
2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и
планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка
должна раскрывать: цели и задачи реализации образовательной программы;
 принципы и подходы к формированию образовательной программы;
 значимые для разработки и реализации образовательной программы
 характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей
раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения
образовательной программы конкретизируют требования ФГОС ДО к
целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, с учетом возрастных
возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий
развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с
ограниченными возможностями здоровья).
2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание
образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие
личности детей. Содержательный раздел образовательной программы должен
включать: описание образовательной деятельности в соответствии с
 направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных
основных образовательных программ дошкольного образования и
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
 образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов; описание образовательной деятельности по профессиональной
 коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа
предусмотрена образовательной программы.
В содержательном разделе образовательной программы должны быть
представлены: особенности образовательной деятельности разных видов и

культурных практик; способы и направления поддержки детской
инициативы;
 особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
 воспитанников; иные характеристики содержания образовательной
программы,
 наиболее существенные с точки зрения авторов.
Часть образовательной программы, формируемая участниками
образовательных отношений, может включать различные направления,
выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных
и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть
образовательной программы должна учитывать образовательные
потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в
частности, может быть ориентирована на: специфику национальных,
социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных
программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей
степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции МБ
ДОУ № 49.
2.11.3. Организационный раздел должен содержать описание
материальнотехнического обеспечения Программы, обеспеченности
методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать
распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий; особенности организации развивающей
предметнопространственной среды.
2.12. В случае если обязательная часть образовательной программы
соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на
соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть
представлена, развернуто в соответствии с пунктом 2.11 ФГОС ДО, в случае
если она не соответствует одной из примерных программ. Часть
образовательной программы, формируемая участниками образовательных
отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую
методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием
выбранных участниками образовательных отношений 8 парциальных
программ, методик, форм организации образовательной работы.
2.13.Дополнительным разделом образовательной программы является текст
ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть
ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна
для ознакомления. В краткой презентации образовательной программы
должны быть указаны: возрастные и иные категории детей, на которых
ориентирована образовательная программа МБ ДОУ № 15, в том числе
категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если
образовательной программы предусматривает особенности ее реализации для
этой категории детей; используемые Примерные программы;

характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями
детей. 3. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы дошкольного образования 3.1. Требования ФГОС ДО к
результатам освоения образовательной программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика
дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность), а также системные особенности дошкольного
образования (необязательность уровня дошкольного образования в
Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какойлибо ответственности за результат) делают неправомерными требования от
ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и
обусловливают необходимость определения результатов освоения
образовательной программы в виде целевых ориентиров. 3.2. Целевые
ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации образовательной программы, а также от ее характера,
особенностей развития детей в МБ ДОУ № 15 , реализующего Программу.
3.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием
для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
являются основой объективной оценки соответствия установленным 9
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение
образовательной программы не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. 3.4. К
целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка: Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий; использует специфические, культурно фиксированные
предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки,
расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими
навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в
общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь
взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к
общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает
им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на

различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная
моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье,
перешагивание и пр.). Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования: ребенок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой
положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и
самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты; 10 ребенок обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок
владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может
следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может
соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 3.5.
Целевые ориентиры образовательной программы выступают основаниями
преемственности дошкольного и начального общего образования. При
соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы
целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования. 3.6. Для получения без дискриминации
качественного образования детьми с ограниченными возможностями

здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней
коррекционной помощи на основе специальных психологопедагогических
подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов
общения и условий, в максимальной степени способствующих получению
дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том
числе посредством организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья. 11 3.7. При реализации
образовательной программы может проводиться оценка индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в
рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития
детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга)
могут использоваться исключительно для решения следующих
образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе
поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации
работы с группой детей.  3.8. При необходимости используется
психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение
индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят
квалифицированные специалисты (педагогипсихологи, психологи). Участие
ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей). Результаты психологической
диагностики могут использоваться для решения задач психологического
сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
4. Разработка и утверждение образовательной программы. 4.1.
Образовательная программа разрабатывается в дошкольном учреждении
творческой группой по разработке общеобразовательной программы. 4.2.
Образовательная программа разрабатывается сроком на 1 год, утверждение
Программы предполагает следующие процедуры: обсуждение и принятие
Программы на заседании педагогического совета; утверждение приказом
заведующей
4.3. Педагогический коллектив имеет право вносить изменения, дополнения в
Программу, в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Щеглова
Нина
Александр
овна

Подписан: Щеглова Нина Александровна
DN: ИНН=232902315800, СНИЛС=04071186624,
E=planoviy44fz@yandex.ru, C=RU,
S=Краснодарский край, L="Гулькевичский
район, хут. Чаплыгин", O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ
САД № 49 Х. ЧАПЛЫГИН МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН,
G=Нина Александровна, SN=Щеглова,
CN=Щеглова Нина Александровна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-01-27 11:03:48
Foxit Reader Версия: 10.0.0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».